Грыжа межпозвоночного диска

Недавно на прием ко мне пришла женщина, жаловавшаяся на сильные жгущие боли в боковой части правого бедра.

Пациентка уже посетила изрядное количество различных медцентров и клиник.

Магнитно-резонансное исследование позвоночника показало, что у пациентки грыжа межпозвоночного диска на уровне L3-L4 и  L4-L5.  Здесь необходимо сказать  несколько слов о межпозвонковых грыжах, «перижимающих» нерв и «являющихся причиной» сильной боли.

За редким исключением, которое только подтверждает правило, если бы грыжа пережимала нерв в спиномозговом канале позвоночника, то пациент был бы обездвижен, а не только страдал от боли. Ведь, как известно специалистам, задний корешок, действительно чувствительный, и передний – двигательный – перед выходом из межпозвонкового отверстия объеденяются. Природа ни за что не допустила бы ситуации, при которых человек утратил бы возможность двигаться. Иначе нас бы просто загрызли бы дикие животные в незапямятные времена. Поэтому выход спиномозгового нерва расположен на 2 пальца ниже межпозвонкового диска, и даже смещение последнего (то есть грыжа) не может стать причиной защемления нерва.

Почему же так часто при  болях в спине на МРТ-снимках  появляются грыжи?

Дело в том, что боли так же как и грыжи дисков имеют своей причиной мышечный дисбаланс.

Боль может возникать только в тех местах, где находятся болевые рецепторы или рецепторы пересекающиеся с болевыми (например, нервы желудка связаны с нервами кожи спины между лопатками), а также вследствие избыточной стимуляции любых рецепторов (если долго смотреть на солнце, начнут болеть глаза). Больше всего болевых рецепторов расположено в местах прикрепления мышц и в фасциях, то есть «мешках», в которых находятся нервы, сосуды, мышцы. Кстати, отсюда и боль, возникающая по ходу нерва или по ходу мышцы. У нашей пациентки боль была сосредоточена на месте прикрепления малой ягодичной мышцы. После использования остеопатической техники противонатяжения пациентка перестала испытывать острую боль. Но лечение на этом не закончилось.

Почему в данном случае все патологические системы сошлись именно на малой ягодичной мышце?

Для этого необходимо кратко рассмотреть теорию мышечных цепей, созданную французскими остеопатами. Мышцы организма не существуют отдельно, каждая сама по себе, а связаны друг с другом в систему мышечных цепей. При этом одна и та же мышца часто является частью нескольких мышечных цепей.  Различают цепь наклона, цепь разгибания, перекрестные цепи: переднюю и заднюю, а также цепи открытия и закрытия.

В норме все цепочки должны быть сбалансированы, но чаще, к сожалению, оказывается, что одна цепь испытывает  большее напряжение, чем другая.  Кроме того, в организме действуют законы кибернетики – положительная и отрицательная обратная связь. То есть напряженная цепочка постоянно посылает сигналы в нервную систему, а  нервная система в свою очередь больше  усиливает напряжение (положительная обратная связь). В это время накапливается возбуждение в цепочках, на которые центральная нервная система «не обращает внимания». Как только другой  сигнал пересиливает сигнал наиболее напряженной цепочки (в описываемом случае это был нервный стресс), нервная система, которая действует по принципу «все или ничего», реагируя только на главный – доминантный стимул,  перестает ее «замечать». Мышечная цепь стала самой напряженной не случайно.

У данной пациентки эта мышечная цепь компенсировала проблему плечеголовного ствола (сосуда, питающего голову и руку) и избавляла организм от перекоса из-за напряжения этого сосуда. И этой задачи с нее никто не снимал. В отсутствие участия центральной нервной системы она нашла новый центр управления – мышцу, находящуюся в наибольшем возбуждении в данной цепи – малую ягодичную. И заставила ее взять на себя функцию поддержания своего тонуса. В результате эта мышца от постоянного напряжения начала болеть в месте своего прикрепления – в области бедра. Как было сказано ранее, наибольшее количество рецепторов как раз находятся  в области прикрепления мышц.

Кроме того, эта мышца используя позвонок в качестве рычага создала условия для образования грыжи.

Этот механизм станет понятнее, если между двумя листками бумаги положить третий и два верхних покрутить в разные стороны. При этом Серединный листок выскользнет. В нашем случае малая ягодичная крутила нижний листок в одну сторону, а нервное напряжение, вызывая напряжение шейных мышц, крутило верхний листок в  другую сторону. На месте среднего, как можно догадаться, оказался межпозвоночный диск. Вот он и выскальзывал. При этом он усиливал дискомфорт в данной области.

Необходимо добавить, что лечение было направлено также на расслабление мышц плечеголовного ствола методом Recoil (см направления и техники остеопатии). После лечения пациентка забыла про боль и  встала ноги.